Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплена в ч.4 ст.79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ: «Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность».
Образовательное учреждение организует обучение по образовательным программам начального общего, основного общего образования, среднего (полного) общего образования, адаптированным для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с нарушениями речи, задержкой психического развития).
Основными элементами организации инклюзивного образовательного процесса являются: нормативно-правовое, кадровое, организационно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое сопровождение, организация универсальной безбарьерной среды, развитие толерантных отношений, создание воспитательной среды.
Созданная модель является многовариативной, гибкой, меняющейся с учетом всех особых образовательных потребностей детей. В центре модели - ребенок.
Выбор инклюзивной формы обучения ребенка с ОВЗ обусловлен вариантом АООП, готовностью образовательной среды к предоставлению специальных образовательных условий.
Система психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ осуществляется при наличии команды специалистов сопровождения, объединенных в психолого- педагогический консилиум. Каждый специалист оценивает состояние психофизического развития ребенка, составляет индивидуальный коррекционный маршрут.
Специфика образовательного процесса в классе инклюзивного обучения состоит в организации индивидуальных, групповых коррекционно- развивающих занятий .
При индивидуальном обучении учитель имеет возможность адаптировать способы подачи материала, ориентируясь на возможности, потребности ученика.
Включение детей с ОВЗ в школьные мероприятия, проектную деятельность наравне со своими сверстниками способствует их самореализации в творческой деятельности, интеграции в социум, влияет на формирование личностных качеств .
Важным условием модели является активное сотрудничество с родителями, формирование у них ответственности за результаты развития ребенка.
Ценность модели: каждый ребенок с ОВЗ сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям, потребностям, найти свое место в жизни, реализовать свой жизненный шанс, потенциал.