Безопасность

В современных условиях проблема обеспечения безопасности и антитеррористической защищённости в образовательных учреждениях особо актуальна и остаётся приоритетной как в государственной, так и в региональной политике в сфере образования.
Угроза совершения теракта сегодня существует практически для каждого жителя планеты, абсолютной гарантии безопасности нет ни для кого. Тем не менее, общество обязано предпринимать всё возможное для обеспечения должного уровня защиты. Антитеррористическая защищённость образовательных учреждений приобретает особую значимость, поскольку от этого зависят жизни детей. Активно ведётся работа по созданию специального комплекса мер, направленных на антитеррористическую защищённость образовательного учреждения: укрепление материальной базы; стабильно действующая профилактическая работа, направленная на усиление внимания персонала образовательного учреждения к проблеме терроризма; формирование навыков оперативной и своевременной реакции на угрозу терроризма.
Школа является объектом повышенной опасности в связи с массовым присутствием людей на ограниченной территории.
С целью предупреждения и пресечения возможности совершения террористического акта в учебный процесс образовательного учреждения вводится комплекс организационно-профилактических мероприятий, позволяющий предотвратить или максимально сократить потери людей при совершении террористического акта.
Комплекс организационно-профилактических мероприятий включает:
- инструктаж работников образовательного учреждения всех уровней по противодействию террористическим проявлениям;
- инвентаризацию основных и запасных входов-выходов;
- проведение осмотров территории и помещений;
- организацию контролируемого въезда автотранспорта на территорию образовательного учреждения;
- организацию пропускного режима;
- организацию уборки территории и помещений образовательного учреждения;
- информационное обеспечение в сфере антитеррористической деятельности;
- проверку работоспособности телефонной связи дежурной службы образовательного учреждения с дежурной частью УВД;
- плановые проверки работоспособности технических средств защиты (кодовых замков, электронных замков, домофонов и т.д.);
- проведение тренировок по антитеррористической деятельности;
В комплекс предупредительных мер входят:
- ежедневный обход территории, осмотр всех мест, в которых возможна закладка взрывного устройства;
- регулярная проверка складских помещений, особенно после поступления каких-либо материалов;
- тщательный контроль за подбором кадров; систематическая проверка помещений, сданных в аренду;
- обход работниками охраны здания школы по вечерам для проверки целостности окон, решеток, дверей;
- инструктаж по антитеррористической безопасности в школе совместно с работниками правоохранительных органов.
Действия при подозрении на вероятность теракта
Если имеются подозрения на возможность организации теракта, следует усилить бдительность и немедленно докладывать директору о следующих подозрительных признаках:
- попытка проникновения в школу посторонних людей;
- стремление незнакомых людей вступить в контакт с охраной или детьми;
- ведение наблюдения за территорией школы – визуального или с помощью технических средств;
- изучение подсобных помещений посторонними людьми;
- прибытие в адрес школы незаказанных грузов или появление на территории незнакомых предметов;
- выход из строя сигнализации, телефонной связи или электроэнергии.
Работа с учащимися
Регулярный инструктаж проводится по антитеррористической безопасности со школьниками. Им объясняется опасность и недопустимость следующих действий:
- трогать или пользоваться пакетами или предметами, найденными на улице;
- брать у посторонних людей какие-либо вещи или игрушки;
- нельзя трогать проволоку или шнур, натянутые в каком-то месте.
Противодействие идеологии терроризма и экстремизма
Экстремизм и терроризм в любых формах своих проявлений превратились в одну из самых опасных проблем, с которыми человечество вошло в XXI столетие. Терроризм представляет реальную угрозу национальной безопасности страны: похищение людей, взятие заложников, случаи угона самолетов, взрывы бомб, акты насилия в этноконфессиональных конфликтах, прямые угрозы их реализация и т.д. Поэтому проблема противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации – это одна из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном уровне.
Правовую основу борьбы с экстремизмом и терроризмом составляют:
- Конституция Российской Федерации,
- Уголовный кодекс Российской Федерации,
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях,
- Федеральные законы: «О противодействии экстремистской деятельности», «О противодействии терроризму»,
- Концепция «Противодействия терроризма в Российской Федерации».
ПАМЯТКА при угрозе террористических актов
Требования безопасности при угрозе проведения террористического акта
1. Быть предельно внимательными к окружающим Вас людям. Ни при каких условиях не допускайте панику
2. Обезопасьте свой объект, служебное место:
- выполнить противопожарные мероприятия и обеспечить их постоянное соблюдение;
- проверить места возможного заложения взрывных устройств и создание взрывоопасных воздушных смесей;
- не оставлять без внимания появление рядом с вами посторонних лиц, на стоянке – незнакомых автомобилей, закрытых контейнеров и других подозрительных предметов;
- о всех подозрительных предметах сообщать непосредственному командиру (начальнику).
Вы обнаружили взрывоопасный предмет
Террористические группы могут использовать как промышленные, так и самодельные устройства, замаскированные под любой предмет.
Заметив подозрительный предмет:
1. Не подходите близко к нему, не трогайте руками и не пытайтесь открывать.
2. Через других лиц сообщите о находке своему непосредственному командиру (начальнику).
3. Не разрешайте военнослужащим, случайным людям подходить к опасному предмету, прикасаться к нему или пытаться обезвредить до прибытия представителей МВД и ФСБ России.
Совершая поездки в транспорте (особенно в метро), обращайте внимание на оставленные предметы (сумки, портфели, свертки и т.д.).
При обнаружении таких предметов немедленно сообщите водителю (машинисту) или любому сотруднику полиции. Не открывайте их, не трогайте руками, предупредите стоящих рядом людей.
Обычно взрывные устройства закладывают в подвалы, на первых этажах, под лестницей около мусоропровода. Будьте внимательны!
Если произошел взрыв
1. Постарайтесь успокоиться и уточнить обстановку.
2. Продвигаться следует осторожно, не трогать поврежденные конструкции, оголившиеся провода.
3. В разрушенном или поврежденном помещении из-за опасности взрыва скопившихся газов нельзя пользоваться открытым пламенем (спички, свечи, факел и т.д.).
4. При задымлении защитите органы дыхания смоченным носовым платком (лоскутом ткани, полотенцем)
5. При наличии пострадавших, примите меры по оказанию первой медицинской помощи и выходу из района поражения.
6. Действуйте в строгом соответствии с должностными обязанностями.
В случае необходимой эвакуации выполните соответствующие мероприятия. При невозможности эвакуации (из здания, помещения) найдите возможность оповестить о месте своего нахождения (например – выйти на балкон, выбить стекло, и т.д.).
Вас завалило обломками стен
1. Успокойтесь.
2. Старайтесь дышать глубоко, ровно, не торопитесь.
3. Приготовьтесь терпеть голод и жажду.
4. Голосом и стуком привлекайте внимание людей к себе.
5. Если вы находитесь глубоко от поверхности земли, перемещайте влево-вправо любой металлический предмет (кольцо, ключи и т. д.) для обнаружения вас металлоискателем.
6. Если пространство около Вас относительно свободно, не зажигайте спички, свечи – берегите кислород.
7. Продвигайтесь осторожно, стараясь не вызвать нового обвала. Ориентируйтесь по движению воздуха, поступающего снаружи.
8. По возможности укрепите отвисающие балки или потолок с помощью других предметов (доски, кирпич и т.п.) и дожидайтесь помощи. Помните – помощь придет.
В современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебной деятельности. Учебные классы оснащены компьютерной техникой и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учащихся.
Проблема информационной безопасности образовательного учреждения, школьников в ней – одна из самых актуальных на современном этапе. Растёт количество угроз из Интернета, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени меняются и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса.
Информационная безопасность – это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.
Меры по созданию безопасной информационной среды и основные принципы безопасности
На сегодняшний день сформулировано три базовых принципа, которые должна обеспечивать информационная безопасность:
- целостность данных — защита от сбоев, ведущих к потере информации, а также зашита от неавторизованного создания или уничтожения данных;
- конфиденциальность информации;
- доступность информации для всех авторизованных пользователей.
Общими мерами по созданию безопасной информационной среды в школе являются:
- защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, атаки хакеров и т. д.)
- Использование контентной фильтрации Интернета, для фильтрации сайтов с содержимым, не соответствующим задачам образования.
- Обучение детей основам информационной безопасности, воспитание информационной культуры.
Принятые меры по созданию безопасной информационной системы в гимназии:
- Обеспечена защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, логические бомбы, атаки хакеров и т. д.)
- Установлен строгий контроль за электронной почтой, обеспечен постоянный контроль за входящей и исходящей корреспонденцией.
- Установлены соответствующие пароли на персональные ПК.
- Использованы контент-фильтры, для фильтрации сайтов по их содержимому.
Рекомендации по организации работы в информационном пространстве
- Перед началом работы необходимо четко сформулировать цель и вопрос поиска информации.
- Желательно выработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети Интернет, что значительно сократит время и силы, затраченные на поиск.
- Заранее установить временный лимит (2-3 часа) работы в информационном пространстве (просмотр телепередачи, чтение, Интернет).
- Во время работы необходимо делать перерыв на 5-10 минут для снятия физического напряжения и зрительной нагрузки.
- Необходимо знать 3-4 упражнения для снятия зрительного напряжения и физической усталости.
- Работать в хорошо проветренном помещении, при оптимальном освещении и в удобной позе.
- Не стоит легкомысленно обращаться со спам-письмами и заходить на небезопасные веб-сайты. Для интернет-преступников вы становитесь лёгкой добычей.
- При регистрации в социальных сетях, не указывайте свои персональные данные, например: адрес или день рождения.
- Не используйте в логине или пароле персональные данные.
- Все это позволяет интернет-преступникам получить данные доступа к аккаунтам электронной почты, а также инфицировать домашние ПК для включения их в бот-сеть или для похищения банковских данных родителей.
- Создайте собственный профиль на компьютере, чтобы обезопасить информацию, хранящуюся на нем.
- Не забывайте, что факты, о которых вы узнаете в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если выбудете использовать их в своей домашней работе. Целесообразно сравнить три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять.
- О достоверности информации, помещенной на сайте можно судить по самому сайту, узнав об авторах сайта.
- Размещая информацию о себе, своих близких и знакомых на страницах социальных сетей, спросите предварительно разрешение у тех, о ком будет эта информация.
- Не следует размещать на страницах веб-сайтов свои фотографии и фотографии своих близких и знакомых, за которые вам потом может быть стыдно.
- Соблюдайте правила этики при общении в Интернете: грубость провоцирует других на такое же поведение.
- Используя в своей работе материал, взятый из информационного источника (книга, периодическая печать, Интернет), следует указать этот источник информации или сделать на него ссылку, если материал был вами переработан.
Памятка для родителей по профилактике выпадения детей из окон
Ежегодно в России в результате выпадения из окна погибают около 600 детей, то есть 12 детей – каждую неделю. Оставленные совсем ненадолго без присмотра взрослых, дети сами открывают окна или выпадают через москитные сетки на открытых родителями окнах.
Пик несчастных случаев приходится на период с апреля по октябрь, когда люди активно проветривают свои квартиры.
При этом подавляющее большинство падений обусловлено рядом обстоятельств:
- временной утратой контроля взрослыми над поведением детей, вызванной бытовыми потребностями семьи;
- рассеянностью родных и близких, забывающих закрывать окна на период их отсутствия;
- неправильной расстановкой мебели в квартирах, дающей возможность детям самостоятельно забираться на подоконники;
- наличие на окнах противомоскитных сеток, создающих мнимую иллюзию закрытого окна.
Наличие противомоскитных сеток на окнах ошибочно воспринимается родителями как безопасное обстоятельство, средство, способное воспрепятствовать падению детей на улицу. Запомните, что противомоскитные сетки рассчитаны исключительно на тополиный пух и комаров, но не на детей. Сетка обманывает детей, создавая иллюзию закрытого окна. Дети имеют склонность опираться на нее лбом, разглядывая через мелкую сеточку происходящее на улице. При постоянном давлении на сетку она выпадает, и ребенок оказывается за окном.
БЕРЕГИТЕ ДЕТЕЙ! НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ ДЕТЕЙ БЕЗ ПРИСМОТРА!
Вот основные правила, соблюдение которых поможет сохранить жизнь и здоровье детей:
- ребенок не может находиться без присмотра в помещении, где открыто настежь окно или есть хоть малейшая вероятность, что ребенок может его самостоятельно открыть;
- фурнитура окон и сами рамы должны быть исправны, чтобы предупредить их самопроизвольное или слишком легкое открывание ребенком;
- если оставляете ребенка одного даже на непродолжительное время в помещении, а закрывать окно полностью не хотите, то в случае со стандартными деревянными рамами закройте окно на шпингалеты и снизу, и сверху (не пренебрегайте верхним шпингалетом, так как нижний довольно легко открыть) и откройте форточку;
- в случае с металлопластиковым окном, поставьте раму в режим «фронтальное проветривание», так как из этого режима маленький ребенок самостоятельно вряд ли сможет открыть окно;
- нельзя надеяться на режим «микропроветривание» на металлопластиковых окнах – из этого режима окно легко открыть, даже случайно дернув за ручку;
- не пренебрегайте средствами детской защиты на окнах: металлопластиковые окна в доме, где есть ребенок, просто необходимо оборудовать специальными устройствами, блокирующими открывание окна;
- воспитывайте ребенка правильно: не ставьте его на подоконник, не поощряйте самостоятельного лазания туда, строго предупреждайте даже попытки таких «игр»;
- объясняйте ребенку опасность открытого окна из-за возможного падения.
И все-таки если в доме растет ребенок до 12 лет, на окнах обязательно должны стоять средства защиты.
Существует немаленький выбор средств защиты детей от окон.
ОКНО НА ЗАМКЕ
Спрос на защитные средства для окон невелик в любое время года. То ли люди действительно не знают о них, то ли надеются, что их детей беда не коснется. Между тем каждый может подобрать устраивающее его средство. Они в основном делятся на два вида – накладные и врезные.
РУЧКА С КЛЮЧОМ
Это специальная ручка для вашего окна – врезное средство защиты, ее несложно установить самостоятельно. Просто выкручиваются два шурупа, вынимается имеющаяся ручка. Ее заменяют на новую. Запертая на ключ ручка не позволит не только открыть окно, но даже откинуть его для проветривания.
Минус такого средства в том, что практически каждая ручка имеет свой ключ. Поэтому заменив ручки на всех окнах, маме придется ходить по дому с целой связкой ключей, предварительно запомнив, какой ключ к какой ручке относится. Зато ручка с ключом гарантирует безопасность.
Также существуют просто замки на окна, которые устанавливают в нижней части окна.
ФИКСАТОР ПОВОРОТНЫЙ
Это накладное средство защиты, которое надежно блокирует поворотную функцию окна, не мешая при этом использовать откидное положение для проветривания помещения. Подходит для любой профильной системы независимо от типа фурнитуры. Это простой и эффективный способ защиты. Элемент прикручивается на раму, блокируется ключом. Ключи все одинаковые.
БЛОКИРАТОР С ТРОСОМ
Его можно устанавливать не только на металлопластиковые, но и на деревянные окна и балконные двери. Несмотря на кажущуюся хрупкость, блокиратор способен выдерживать значительные нагрузки. Оторвать трос ни у ребенка, ни у взрослого не получится. Таким образом, попутно он защищает окна от взлома.
ЦЕПОЧКА НА ОКНА
Устаревший вариант предыдущего средства. Цепочка крепится в верхней части окна. Блокирует поворотную функцию окна, оставляя возможность использовать откидное положение. Самый простой, но довольно надежный способ.
РЕШЕТКИ
Они максимально надежно защищают от проникновения наружу. Решетки не только не мешают установке москитной сетки, но и служат ей дополнительной опорой и фиксацией, чем препятствуют проникновению наружу не только детей, но и мелких домашних животных. Решетки бывают мощными сплошными (против взломов и краж), половинными (закрывающими нижнюю часть окна, наиболее опасную для падений), вставными, предназначенными к использованию только при открытом окне, вынуть ее сможет только человек с достаточной силой и смекалкой.
Если вы выбрали решетку, уточните, есть ли способ быстро снять ее во время пожара. Решетка должна открываться на навесках и запираться навесным замком. Просвет между прутьями не должен быть более десяти сантиметров, иначе ребенок сможет просунуть голову между прутьями, в таком случае от решетки толку немного. Это самое дорогое средство.
ПЛЕНКА НА СТЕКЛО
Достаточно сомнительное средство. Имеет антивандальную защиту – то есть если в стекло, покрытое этой пленкой, чем-нибудь швырнуть, оно устоит. Производитель утверждает, что при ударе человеческим телом о защищенное таким образом окно стекло покрывается трещинами, но остается в раме. Проникновение человека через стекло в этом случае вроде бы исключено.
ВЫКРУТИТЬ РУЧКИ
Бесплатный способ для тех, кто испытывает материальные затруднения или очень занят. Этот способ очень популярен в больницах и детских садах. Можно просто открутить отверткой болты, крепящие рукоятки, и использовать их мере необходимости. Главное, не забывать вынимать их сразу после того, как откроете или закроете окно.
Какой бы способ вы ни выбрали, главное – отнеситесь к вопросу серьезно. Не разрешайте зимой ребенку стоять или сидеть на подоконнике. Он привыкнет опираться на стекло, которое потом заменит ненадежная москитная сетка. Поставьте мебель подальше от окон, чтобы ребенок не мог залезть на подоконник.
ПОМНИТЕ! Только бдительное отношение к своим собственным детям со стороны вас, РОДИТЕЛЕЙ, поможет избежать беды!